Ольга Гембик

FAQ по eNPS: Индекс бренда работодателя в вопросах и ответах

FAQ по eNPS: Индекс бренда работодателя в вопросах и ответах
Предлагаем вашему вниманию ответы лучших специалистов в сфере консалтинга на тему Индекса чистой приверженности сотрудника, или Индекса бренда работодателя (eNPS).

  • Что нужно знать о методике eNPS?

«eNPS — это Индекс чистой приверженности сотрудника, или Индекс бренда работодателя. По сути, это быстрое измерение настроения сотрудников. Измерение происходит даже в самом начале теста. Если компания делает рассылку с просьбой заполнить тест, а это игнорируют, то это уже звонок для менеджеров о слабой вовлеченности сотрудников. Если сотрудники не вовлечены даже в этот короткий тест, то даю гарантию, что в такой команде будут проблемы с исполнением абсолютно всех решений компании», — Жанна Крючкова, Managing Partner JANSEN.

«eNPS — как диагноз, который позволяет понять, какие настроения царят в коллективе. Этот метод не требует сложных вычислений, длинных бумажных тестов и интервью тет-а-тет. Сотруднику нужно всего несколько минут, чтобы ответить на два вопроса: «Порекомендовали бы вы вакансию в нашей компании другу, который ищет работу?» и «Что вам больше всего нравится, а что не нравится в нашей компании?». Просто? Но это кажущаяся простота, за которой стоит продуманная система, позволяющая очень точно оценить обстановку в коллективе. Ответ на первый вопрос предполагает число от 1 до 10, где единица — это твердое «нет», а десятка — уверенное «да». Люди, которые поставили 7–8 баллов, — это нейтралы, которых, как правило, большинство. Те, кто дали оценку в 9–10 баллов, называются промоутерами. Это наиболее мотивированные работники, которые с радостью принимают новые идеи и проявляют инициативу. А вот те, кто оценил компанию цифрой до 6 баллов, настроены негативно. Их называют критиками. Чем ниже цифра, тем выше вероятность, что человек уже одной ногой на выходе и активно ищет новую работу», — Виктория Спорыш, Business trainer, Consultant JANSEN.

  • Бытует мнение, что eNPS – очень простое исследование. Так ли это?

«Простым это исследование кажется только на первый взгляд. На самом деле для проведения такого теста необходимы специальные навыки и равноудаленность от руководства компании. Если eNPS будут проводить штатные менеджеры, то есть вероятность некорректных результатов, чтобы скрыть собственные управленческие недоработки. Или наоборот — опрашиваемые сотрудники будут опасаться, что их ответы станут известны руководству и потому не назовут истинных причин своего недовольства. И в первом, и во втором случае эффективность даже такого короткого теста будет минимальной. Кроме того, после проведения такого теста необходимо точно интерпретировать полученные ответы от сотрудников и выделить главные моменты, что их не устраивают. Именно поэтому такие тесты проводят специальные компании, у которых отработана своя методология — от начала и до конца тестирования. Одной из таких независимых площадок является компания Jansen Capital Management, которая с 2008 года работает в Украине. Наши специалисты проводят тесты eNPS на постоянной основе для ряда крупнейших отечественных компаний, что позволяет им оставаться лучшими работодателями в стране», — Жанна Крючкова, Managing Partner JANSEN.  

  • Почему важна анонимность?

«Одно из главных условий — полная анонимность опроса. Когда сотрудники видят ссылку на внутренний ресурс, они боятся, что их ответы станут известны начальству. Это приводит к искажению результатов, ведь хвалить свою компанию просто, а критиковать — гораздо сложнее. Поэтому людям важно понимать, что высказанное недовольство не станет причиной увольнения или испорченных отношений с руководителем», — Виктория Спорыш, Business trainer, Consultant JANSEN.

«Проводить опрос, когда респонденты не верят в его анонимность, — просто обманывать себя. Если мы хотим получить реальные результаты и воспользоваться ими для создания качественного плана действий, мы должны обеспечить доверие респондентов к анонимности опроса», — Николай Осейко, HR Center.

  • Почему для измерения eNPS важно приглашать внешнего провайдера?

«Внешний провайдер — это гарантия конфиденциальности. Даже консультант, который проводит опрос, не может подсмотреть ответы. Главный принцип eNPS — полная конфиденциальность. Даже если вы не собираетесь заглядывать в исходники, чтобы оценить, кого уволить, а кого премировать, ваши сотрудники об этом не знают. Исследования показали, что если eNPS проводит внутренний специалист, то тест заполняют на 15-20% меньше людей, чем когда это делает внешний консультант. Количество комментариев о том, что нравится, а что не нравится в компании, и вовсе снижается на 30-40%. Можно только предполагать, насколько искажаются оценки и меняется тон комментариев, когда сотрудники не уверены, что руководство не узнает, кто что написал», — Ирина Кочеткова, Head of department HR Outsourcing JANSEN.

«Если вы проводите опрос eNPS сами, то у вас нет информации, как отвечают на те же вопросы сотрудники других компаний, на каком месте вы находитесь относительно рынка в среднем. С моей точки зрения, две трети ценности проведения опросов именно в том, чтобы соотнести свои результаты с рынком. Внешний провайдер поставит результаты клиента в нужную ячейку и покажет, как на рынке обстоят дела по любым разрезам — по размеру компании, по сроку работы или по уровню должности. Как на рынке в среднем отвечают топы, как отвечает среднее звено, как отвечают рядовые сотрудники? Это все можно и нужно проанализировать, и внешний провайдер может это обеспечить, так как у него в базе бенчмарков такие данные есть. Компания, которая делает eNPS «на коленках», таких данных не имеет», — Николай Осейко, HR Center.