fbpx
Ольга Гембик

ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ: как eNPS помогает удерживать сотрудников

Уровень вовлеченности сотрудников оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности компании.

Зарубежные исследования выявили взаимосвязь между уровнем вовлеченности сотрудников и такими показателями, как количество увольнений по собственному желанию, а также продуктивность деятельности работников и удовлетворенность клиентов качеством обслуживания. Эти факторы напрямую влияют на финансовый результат компании.

Первыми показателями уровня вовлеченности заинтересовались зарубежные организации. С каждым годом этот показатель отслеживают все больше украинских компаний, которые заинтересованы в современных и точных инструментах оценки уровня вовлеченности сотрудников.

Они должны быть настолько эффективны, чтобы быстро реагировать на тенденции рынка и повышать вовлеченность каждой группы сотрудников – будь то поколение X, Y или даже Z. Для большинства компаний сегодня абсолютно очевидно, что удержание и развитие текущих сотрудников требует меньше инвестиций, чем поиск и найм нового персонала.

К инструментам измерения уровня вовлеченности сотрудников мы относим ежегодные и периодические опросы, интервью и фокус-группы, быстрые пульс-опросы, а также мониторинг соцсетей. Каждый из методов измерения вовлеченности направлен на измерение отдельных конкретных факторов.

Это могут быть удовлетворенность условиями труда, заработной платой, атмосферой в коллективе, разделение ценностей компании, понимание бизнес-стратегии и прочее (оценка вовлеченности, фокус-группы), приверженность сотрудников к компании, позиционирование на рынке (мониторинг соцсетей).

Эти инструменты можно использовать по отдельности, но лучше все же вместе. Так как классическая полноценная схема измерения и управления вовлеченностью, это – количественное исследование (опрос), качественное исследование (интервью, фокус-группы), разработка плана мероприятий и отслеживание изменений.

Эмоциональную привязанность к компании хорошо отражает вопрос, готов ли сотрудник порекомендовать компанию для работы своим друзьям и знакомым

Важный момент, которому со стороны бизнеса уделяется недостаточное внимание – факторы, связанные с эмоциями и чувствами сотрудников. Эмоциональную привязанность к компании хорошо отражает вопрос, готов ли сотрудник порекомендовать компанию для работы своим друзьям и знакомым.

Ответ отражает именно чувства сотрудника, а не конкретные жалобы на процессы или условия труда. Например, понимая сложную ситуация на рынке, сотрудник при этом может лояльно относиться к некоторым процессам в компании. Как это измерить? Как понять, насколько сильно внешние факторы влияют на настроение сотрудников? Справляется ли компания с работой в таких условиях?

Ответом на эти и многие другие вопросы может послужить индекс бренда работодателя, или индекс чистой приверженности eNPS.

Ученый Фредерик Райхельд много лет посвятил исследованию того, как уровень вовлеченности сотрудников в работу компании влияет на ее финансовые показатели. Он изучил около 400 американских кейсов и обнаружил, что компании с eNPS выше 35%, более успешны.

Те предприятия, где вовлеченных сотрудников было больше трети от всего коллектива, росли на 24% быстрее своих конкурентов в отрасли, а также могли похвастаться большей маржинальностью. Об этом в 2003 году он написал на страницах журнала Harvard Business Review.

С помощью eNPS можно всего лишь за одну минуту выявить, сколько в компании ее «промоутеров» — наиболее лояльно настроенных работников, сколько тех, кто придерживается нейтралитета, а также сколько «критиков» — скептически настроенных к своему месту работы сотрудников.

С помощью eNPS можно за минуту выявить, сколько в компании «промоутеров», сколько тех, кто придерживается нейтралитета, а также сколько «критиков» 

Сотрудник отвечает на один вопрос: «Порекомендуете ли вы компанию Х своему знакомому, который находится в поиске работы?». Те, кто отвечают на уровне 9–10 баллов, — «промоутеры» компании, 7–8 баллов — нейтрально настроенные, если ниже — это «критики». Совокупность этих баллов и есть индекс бренда работодателя.

Ввиду очевидной тенденции к упрощению, автоматизации и диджитализации («digitalization» — перевод информации в цифровую форму) инструментов оценки уровня вовлеченности персонала, индекс бренда работодателя, или индекс чистой приверженности eNPS является одним из самых оптимальных инструментов и должен быть первым шагом на пути к управлению вовлеченности.

Инструмент eNPS отражает общее самочувствие — сначала мы понимаем, что чувствуем себя хорошо или плохо, а только потом оцениваем, есть ли у нас силы и возможности справиться с поставленными задачами.

Этот инструмент активно и успешно используют компании Apple, Zappos, GE, Facebook, LEGO.  Компания ЯНСЕН сделала еNPS доступным для украинского бизнеса.