Меню



Посредине мира: Бизнесмен как центр своей вселенной

опубликован 24.11.14 автор Олесь Манюк

Когда бизнес был тесно связан с промышленностью и индустрией возник один миф, который не потерял свою силу и в настоящее время. Время, когда бизнес связан с совсем иной реальностью – постиндустриальной, информационной.

Этот миф звучит так: идеальный бизнес – тот, который, как механизм, работает без своего создателя. Для бизнеса прошлого это было справедливо.  Автомобили с конвейеров заводов Форда сходят так же исправно, как и при жизни создателя. Или, к примеру, концерн Siemens – выпускает отличные бытовые приборы, без всякой связи с разработками инженера  Вернера Сименса. Для изготовления материального продукта достаточного простого алгоритма, каждая часть которого, определена четко ясно и однозначно.

Иное дело – когда продуктом становится информация, знания. В отличие от материальных объектов, информация подчинена закону нелинейных, если так можно выразиться, голографических связей. Этот голографический принцип хорошо выражен в буддийском афоризме: «Все в одном – одно во всем».  И вот из этого принципа вытекает одно любопытное следствие – в экономике знаний продуктом оказывается не вещь, а состояние. Более точно – состояние бизнесмена, которое транслируется и масштабируется как продукт. Компания бизнесмена в этой перспективе – экстериоризация мышления бизнесмена-основателя. Иными словами, процесс производства продукта, отношения между сотрудниками в компании, отношения между компанией и ее клиентами – все это напрямую зависит от состояния мышления основателя компании. А это, в свою очередь, означает, что как только компания, образно говоря, выпадает из сферы внимания ее основателя – бизнес переходит в состояние кризиса

Возникает вопрос – не получается ли так, что в экономике знаний бизнесмен намертво привязан к своей компании? Ответ таков – вовсе нет! Дело в том, что мышление  включает в себя две составляющие. В терминологии даосской философии они определяются так – целевое, или пристрастное внимание, и базовое, беспристрастное внимание.  Беспристрастное внимание образует пространство, в котором реализуются всевозможные варианты целеполагания (то есть, выработка новых стратегий бизнеса и т.д). Иными словами, беспристрастное внимание создает потенциал развития и трансформации бизнес-стратегий. Следовательно, при выпадении, или, вообще при отсутствии  такого внимания, бизнесмен не способен заметить изменившуюся ситуацию, и соответственно, становится пленником устаревшей стратегии. Беспристрастное внимание можно определить как  бесформенное присутствие, благодаря которому можно видеть реальность каждый раз будто бы впервые, новым взглядом.

Кажется мистикой? Но об этом уже давно говорят физики – в квантовой механике, синергетике действует как раз именно такой принцип. Что же тогда говорить о социальной реальности и о бизнесе? В китайском искусстве ведения современного бизнеса есть такой афоризм: «Глава фирмы , чтобы поддерживать свой бизнес должен время от времени приходить в свой кабинет и поливать там орхидеи».  Абсурд? Нет – это живой парадокс современного информационного бизнеса, в котором центром оказывается сам бизнесмен.